«Слон» из трамвайного парка приветствует Всемирный день дикой природы

3 марта — Всемирный день дикой природы. В честь даты, призванной обратить внимание на многообразие и красоту окружающего живого мира, по Василеостровскому трамвайному парку прогулялся «Слон». Дело в том, что в депо Музея городского электрического транспорта тоже живут «Слоны». Это трамваи ЛМ-47 и ЛМ-49, получившие «слоновьи» прозвища за внешнюю схожесть с крупным обитателем дикой природы.

На первый взгляд, городской электрический транспорт перекликается с темой Всемирного дня дикой природы только своей экологичностью. Однако ленинградцы и петербуржцы всегда относились к трамваям как к живым. Иначе бы не родилась интересная традиция давать им прозвища. В прошлом по улицам разгуливали «Слоны» (были и «Стиляги», «Американки», «Аквариумы»), а на современных петербургских магистралях можно встретить «Кузнечиков», «Пчёлок» и даже «Дельфина».

Во Всемирный день дикой природы музейный трамвай ЛМ-49, он же «Слон», выглянул из депо на улицу и порадовал василеостровцев своим ярким появлением на Среднем проспекте. Так он поддержал тему 2020 года, которая звучит как «Защита жизни на Земле».

Экспонат Музея городского электрического транспорта, ЛМ-49, получивший своё прозвище за внушительный вес, характерную окраску и округлые формы, впервые вышел на линию в середине июня 1949 года, и в прошлом году отметил 70-летие. «Слоном» называли и его предшественника — не менее колоритный трамвай ЛМ-47, построенный на Вагоноремонтном заводе на базе стальных рам от «Американок» (ЛМ-33), повреждённых во время войны. Однако этот трамвай обладал и рядом недостатков, главными из которых были тяжесть и тихоходность.

Новый «Слон», родившийся через два года, был уже не таким тяжёлым — «всего» 19,5 тонн против 23-х. Своим внешним обликом вагон ЛМ-49 почти повторил своего предшественника. Он имел примерно ту же обтекаемую форму, отделку и даже окраску. Аналогичным осталось и внутреннее оборудование — электроосвещение, большинство агрегатов, диваны для пассажиров. Правда, сначала диваны были деревянными, и лишь в процессе капитального ремонта вагонов, уже в 60-х годах, были заменены на мягкие.

Интересно, что уже в процессе эксплуатации «Слонов» произошёл курьёзный случай, подтверждающий их репутацию «твердолобых». Однажды с этим трамваем при выезде из ворот Кировского завода столкнулся трейлер с новым танком. Как гласит городская легенда, в результате аварии трейлер был смят и не подлежал восстановлению, упавший танк отправился обратно на завод для ремонта, а трамвайный поезд ушёл в парк на осмотр с разбитой передней частью, но своим ходом. Этот показательный случай только укрепил мнение, что трамвай для пассажиров — самый безопасный вид транспорта. Интересно, что на закате пассажирской эксплуатации «Слоны» встречались даже в сочетании с вагонами других моделей. Такие трамвайные поезда в шутку назывались ленинградцами «Динозаврами» — привет, дикая природа!

 

Живой трамвайный Петербург

«Кузнечик». В «реестре живой природы» трамвайного Петербурга следующим по списку идёт вагон модели 71-134 (ЛМ-99АВ), он же «Кузнечик». Трамвай был изготовлен на Петербургском трамвайно-механическом заводе, а прозван был за окраску, которая первоначально была зелёной. Сейчас зелёными остались в нашем городе только учебные вагоны.

«Пчёлка». Характерная окраска подарила «народное» имя и другому трамваю этой серии — ЛМ-99АВН, выпускавшемуся в середине 2000-х годов. «Пчёлкой» он стал из-за чёрно-жёлтого цвета, которым был оформлен проект вагона. Впрочем, крылатую труженицу напоминают и зеркала заднего вида, вызывающие ассоциации с усиками пчелы. «Пчёлки» встречаются на севере города, который обслуживают Трамвайный парк № 5 и Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк. Есть в Горэлектротрансе и учебные «Пчёлки» в зелёном цвете. Первая из них заступила на дежурство осенью 2018 года. По отзыву водителей-наставников, которые управляют этим вагоном, новинка — определённо женского рода и оправдывает прозвище модели ЛМ-99АВН «Пчёлка». А вот её сосед по парку, «Кузнечик» — явно куда более мужественный трамвай, это сразу видно по угловатой геометрии кабины.

«Дельфин». Не обошлось в морской столице России и без представителей водной среды обитания. На линии пассажиров встречает «Дельфин» — модернизированный трамвай ЛМ-68М. Он получил своё прозвище за характерную маску кабины, напоминающую улыбку дружелюбного млекопитающего.

«Тигр». В августе 2019 года петербуржцам встречался на линии... «тигр»! В честь 100-летия государственных цирков России в полосатую шкуру переоблачился трамвай «Стиляга» из коллекции Музея городского электрического транспорта — вагон ЛМ-57. Само прозвище «Стиляги» выдает веселый нрав этого трамвая, так что он всегда не прочь произвести эффект. Акцию организовал Большой Санкт-Петербургский государственный цирк при поддержке Горэлектротранса. Необычный «тигр» разгуливал по Инженерной улице два дня подряд.

Информация Комитета по транспорту