Вся консульская жизнь Санкт-Петербурга
Полезная информация о консульствах






Заметки дипломата

Дипломатический протокол в России

 

~ Понятие Дипломатического Протокола

~ Исторический обзор становления дипломатического протокола в России

~ За кулисами протокольной службы

 

Согласно общепринятому пониманию, дипломатический протокол представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения.
Слово "протокол" происходит от греческого protokollon (protos - первый иkolla - клеить), которое в средние века означало правила оформления документов, а затем правила ведения архивов. Со временем это слово стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное понятие - дипломатический протокол. Его отдельные нормы называются церемониалом, например, церемониал вручения верительных грамот, встречи или проводов официальной делегации и т.п.etiquette.jpg

Правила протокола основываются на так называемом принципе "международной вежливости", под которым понимается соблюдение почтительности и уважение всего, что символизирует и представляет государство.
Протокол - не изобретение какой-то одной страны или группы дипломатов; это категория историческая, итог многовекового общения стран и народов между собой, накопления и отбора из бесконечных повторений тех правил поведения, которые в наибольшей степени отвечали интересам поддержания общения.

Примеры становления дипломатического протокола, или "посольского обычая", как его называли в прошлом, содержит и история России. В XV-XVII веках в этом "обычае" было много своеобразия; в нем соединялись представления об идеале государства и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, церемониальные нормы удельных княжеств и элементы ритуала монгольских ханств и стран Западной Европы. Все составные элементы этого "обычая" были нацелены на укрепление престижа государства, имели смысловую нагрузку.

Прием иностранных послов во дворце обставлялся особым церемониалом; царь восседал на троне в "саженой", то есть усаженной золотом и самоцветами шубе, с золотыми цепями на груди; "большое" царское платье было неимоверно тяжелым.

Особую роль играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели: "У нас издавна того не ведетца, - заявил Иван IV английскому послу через бояр в 1584 году, - что нам, великим государем, самим с послы говорити". Тот же Иван IV в связи с назревавшей ливонской войной принял все же литовского посланника, предварительно облачившись в военные доспехи с целью наглядной демонстрации силы. Петр I среди многих великих дел заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.
Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.
attach_1.jpgДипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основа стабильна и неизменна: это выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, а в его лице - к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества. Одной из органических составных частей дипломатического протокола, является дипломатический этикет.

Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство.

Весьма образно охарактеризовал протокольные нормы известный французский дипломат Жюль Камбон: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными ... Таково уж свойство обычаев: хотя их и критикуют, им следует подчиняться. Не делать этого так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках».

Дипломатический протокол вобрал в себя не только от межгосударственного, но также межнационального и межэтнического общения. Поэтому одна из его слагаемых - учет национальных особенностей, традиций, обычаев и условностей. Один из основополагающих принципов дипломатического протокола - равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического
источники.

 

 Исторический обзор становления дипломатического протокола в России

"Знать страну - значит проникнуться ее духом, жить в атмосфере ее идей и научиться понимать связь ее внешней политики с внутренним положением".
(Французский дипломат Жюль Камбон)


Примеры становления дипломатического протокола, или, как его называли в прошлом, "посольского обычая", содержит история Русского государства XV - XVII веков. В этом "обычае" было много своеобразия.

Все составные части этого "обычая" были переосмыслены с учетом необходимости укрепления престижа Русского государства. Даже одежда царя, в которой он принимал иностранных послов, имела смысловую нагрузку.
История отмечает, что при царствовании Ивана Грозного в 1561 году был создан Посольский приказ.

Въезд иностранного посла в Московское государство становился событием большого политического значения. Так, на границе государства посла встречали специально посланные царские слуги. Они сопровождали его до Москвы, обеспечивали питание, ночлег. Причем маршрут разрабатывался таким образом, чтобы посол мог видеть многолюдные города, деревни. А перед въездом в Москву устраивалась пышная встреча. Окруженный эскортом посол въезжал в Кремль.

Прием иностранных послов во дворце царем в России обставлялся особым церемониалом, подчеркивавшим величие и престиж царской власти.

Etir.jpgРядом с престолом московского царя стояла пирамида знаков царской власти. Сам царь восседал на троне в "саженой", то есть усаженной золотом и самоцветами, шубе, с золотыми цепями на груди. "Большое" царское платье было неимоверно тяжелым. Если Иван Грозный выдерживал его вес, то более хилый Федор Иоаннович и больной Борис Годунов в последние годы с трудом выносили долгую аудиенцию.
Особую роль в церемониале играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели. Иван IV через бояр заявил английскому послу Дж. Боусу в 1584 году: "У нас издавна того не ведетца, что нам, великим государем, самим с послы говорити". 
Выход Российского государства на международную арену потребовал дальнейшей разработки норм дипломатического протокола. Царь Петр I, "прорубая окно в Европу", среди многих великих дел - изменение структуры государственного аппарата, строительство флота и формирование регулярной армии, создание дипломатической службы - заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.

За новыми нормами протокола и этикета скрывались большие политические цели, которых добивался Петр I: поднять престиж Русского государства, сломать сложившееся на Западе представление о России как "варварской" стране, а о русском народе - как отсталом и некультурном.
Отсутствие общепринятых норм протокола в период становления и расцвета в ряде стран Европы феодально-абсолютистских монархий создавало немало поводов для серьезных конфликтов. За внешними мелочами церемониала скрывались серьезные проблемы государств, их политики, престижа верховной власти. Попытки кодифицировать дипломатические нормы и церемониал терпели неудачу, а то, что удавалось сделать, было непрочным и недолговечным.

Необходимость систематизации норм дипломатического протокола ощущалась уже в далеком прошлом. В России, например, в 1774 году был выработан "Церемониал для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе". Это был первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола. В 1827 году были изданы "Высочайше утвержденные этикеты при императорском российском дворе". Определялся порядок встреч и проводов иностранных послов, аудиенций. Отменялся публичный въезд послов в столицу, чему в XV - XVII веках придавалось особое значение.

В итоге больших усилий, разумных компромиссов в 1961 году государствам удалось выработать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях.

protokol.jpgВсе государства мира, в том числе и те, которые формально воздерживаются от присоединения к Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают эти нормы в своей практической работе. В некоторых государствах Венская конвенция была инкорпорирована в национальные законодательства и стала рассматриваться ими как норма национального права. Другие страны предпочли дополнительно принять собственные законы с учетом обязательств, вытекающих из положений Венской конвенции*.

Признавая и соблюдая основные общепринятые нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку. Ему чужды излишняя помпезность, но характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой стороны.

В России, а теперь и во многих других странах, при вручении послами верительных грамот отменено чтение речей. Более демократичным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Постепенно отмирает практика участия дипломатического корпуса в проводах окончательно отъезжающего посла или при его встрече. Упрощается церемония встречи высоких. Исключением являются случаи, связанные с национальными традициями, во время пребывания высокого гостя в стране с государственным визитом. Отпала практика организации ответного протокольного мероприятия со стороны гостя.

В дипломатическом протоколе, как и в дипломатии, "все течет, все меняется". Об этом говорят хотя бы введение в России понятия "негосударственный визит", существенное изменение дипломатического протокола при приеме делегаций.

* Основные протокольные мероприятия и этикет

Дипломатический протокол и его правила являются историческими категориями, которые возникли и развивались одновременно со всем комплексом дипломатической службы.
Они возникли и развиваются не в результате решений каких-то лиц и их желаний, а как необходимость, обязательное условие реализации успешной дипломатической практики.

Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал.

Этикет-совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д.

Церемониал-установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т.п.).

 
... чтите гостя, откуда бы к
Вам ни пришел; если не можете
Почтить его подарком, -то
Пищей и питьем.

(Из поучений Великого князя Владимира Всеволодовича Монамаха детям своим.)

 

 «За кулисами» протокольной службы

 Благодаря телевидению, сегодня многое можно увидеть собственными глазами: торжественные встречи глав государств, правительственные приемы, беседы, пресс-конференции. Но все это - "сцена". А вот о том, что происходит "за кулисами" дипломатического протокола, знает лишь небольшой круг специалистов.

Нынешняя тенденция к сотрудничеству государств, общению людей приняла поистине глобальный характер. MID_RF.jpg

А это в свою очередь усиливает значение соблюдения определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.


Были попытки с учетом развития межгосударственных отношений и сложившейся в разных странах практики дипломатического церемониала и протокола создать что-то вроде обобщенного монографического исследования, специально посвященного дипломатическому протоколу. Но эта идея осталась нереализованной.

Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной. Сегодня в мире сложились две такие системы:

1. Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространенная система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).
2. Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.

Но это деление довольно условно. Часто в конкретной стране можно наблюдать элементы и той и другой системы.
В Российской Федерации в качестве единого государственного протокола выступает Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел. Протокольная деятельность ряда высших государственных органов осуществляется через Департамент государственного протокола МИДа. По вопросам, связанным с деятельностью Президента РФ, Департамент работает совместно со службой протокола Президента.

Функции Департамента государственного протокола МИД РФ
Международная протокольная практика показывает, что служба дипломатического протокола хотя и может называться по-разному и иметь разную подчиненность, однако обеспечивает исполнение примерно одинакового объема обязанностей.
mid.jpgДепартамент государственного протокола является структурным функциональным подразделением МИД РФ.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Департамент государственного протокола обеспечивает единую протокольную практику в России.
В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами России, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами, инструкциями и указаниями министра иностранных дел России.

Департамент состоит из следующих подразделений:
Отдел по пребыванию дипломатического корпуса;
Отдел визитов и делегаций;
Отдел информационной работы с дипкорпусом, регистрации и правительственных телеграмм.

В задачу Департамента входят:
1.Обеспечение единой протокольной практики в Российской Федерации, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории России.
2.Защита интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении службой задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, осуществление контроля за соблюдением иностранными дипломатами законов и правил Российской Федерации.
3.Участие в разработке предложений и осуществлении мероприятий протокольного и организационного характера, при визитах за границу Президента, Председателя Правительства РФ, министра иностранных дел, а также визитов государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств зарубежных стран, министров иностранных дел в Россию.
4.Контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства в связи с национальными праздниками и другими памятными датами иностранных государств.
5.Поддержание постоянных рабочих связей с дипломатическими представительствами России за рубежом, оказание им необходимой помощи в протокольной работе.
6.Поддержание деловых контактов с дипломатическими представительствами иностранных государств на территории России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
7.Изучение и обобщение международной протокольной практики. Исходя из перечисленных выше основных задач

Департамент государственного протокола:
1.Готовит по согласованию с другими подразделениями МИД документы по приему в Российской Федерации зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне, разрабатывает проекты программ их пребывания и после соответствующего утверждения организует проведение протокольных мероприятий (встречи, проводы делегаций, возложение венков, завтраки, обеды, посещение театра и др.).
2.Организует аккредитацию глав иностранных дипломатических представительств.
3.Занимается вопросами дипломатических привилегий и иммунитетов иностранных дипломатических и административно-технических работников, а также их таможенными привилегиями.
4.Готовит верительные и отзывные грамоты послов Российской Федерации, направляемых за рубеж.
5.Осуществляет регистрацию персонала дипломатического корпуса и выдачу им соответствующих документов.
6.Участвует в рамках своей компетенции в урегулировании материальных претензий российских граждан и организаций к дипломатическим представительствам и их сотрудникам.
7.Организует представление дипломатического корпуса Президенту Российской Федерации, а также главам государств, прибывшим в Россию с официальными визитами (по их желанию).
8.Организует приглашение глав дипломатических представительств на мероприятия и церемонии государственного характера, а также на проводимые в России международные мероприятия (фестивали, выставки, ярмарки и т.п.).
9.Издает сборник "Дипломатический корпус в Москве".

Здесь перечислены лишь основные, наиболее важные функции. Практически ежедневно Департамент решает массу других больших и малых проблем.

 

Источники:

 1. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. - М., 1974. - С. 18.
2. Дипломатический словарь. - Т. II. - М., 1986. - С. 443.
3. Вопросы истории. - 1977. - № 8. - С. 121.
4. Камбон Ж. Дипломат. - М., 1946. - С. 53. Камбон (Cambon) Жюль Мартен (1845 - 1935), известный французский дипломат. В 1925 году опубликовал книгу "Дипломат", в которой пытался обобщить опыт своей дипломатической деятельности (русский перевод книги осуществлен в 1946 г.).
5. А.Ф. Борунков «Дипломатический протокол в России»
6. Ю.А.Раков «Дипломатическая и консульская служба»