Вся консульская жизнь Санкт-Петербурга
Полезная информация о консульствах




НОВОСТИ

24/10/2012
Cеминар "Российско-Турецкие отношения"

19 октября 2012 года в Российско-Турецком Культурном Центре в Санкт-Петербурге при поддержке Центра Росссийской политической культуры Инновационного научно-образовательного консорциума «Смольный университет» состоялся семинар "Российско-Турецкие отношения". С докладом "Российско-Турецкие отношения: история и современность" выступил доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук Александр Анатольевич Сотниченко. С турецкой стороны организатором семинара являлся сотрудник Российско-Турецкого Культурного Центра, магистрант факультета международных отношений СПбГУ Латиф Байсал.

Научный руководитель Центра Росссийской политической культуры, профессор Смольного института Российской академии образования Александр Владимирович Посадский и исполнительный директор Центра Росссийской политической культуры, доцент Дмитрий Александрович Рущин выступили с инициативой широкой общественной дискуссии о концепции славяно-тюркского и православно-мусульманского союза известного российского политического философа Александра Сергеевича Панарина. Они считают, что важно привлечь внимание к концептуальным разработкам отечественного мыслителя, которые могут быть востребованы, актуализированы и творчески развиты сегодня.

Особенное значение приобретают размышления А.С. Панарина в связи с усилением интеграционных процессов на постсоветском пространстве и перспективе развития Евразийского Союза. В В этой связи особенно актуально ознакомление общественности с основополагающими идеями мыслителя.


ПАНАРИН А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). - М., 1994. С.413 - 418:


«Я убежден в том, что мусульманская культура обладает мощным потенциалом надэтнического, континентально-цивилизационного мышления. Мусульманская "умма" - община верующих - понятие внеэтническое и ориентирует на цивилизационный тип общности. Этому типу, в сущности, противопоказан темперамент этнического сепаратизма. Соответствующие импульсы, ощущаемые в ряде регионов, связаны как раз с забвением великой письменной традиции, ориентирующей на межэтнический диалог. Мусульманское просвещение, я уверен, способно выровнять деформации этноцентризма и восстановить стиль континентального мышления.

Кстати, этот цивилизационный анамнесис - припоминание великой письменной традиции - способен высветить некоторую общность истоков православной и мусульманской культур...

Как отметил Тойнби, "когда ислам ощутил потребность в систематической теологии, исламские богословы обнаружили, как, впрочем, и их христианские предшественники, что им прежде всего следует обратиться к эллинской философии, а для этого необходимо исследовать некоторые эллинские первооисточники. Начиная с IX в. н.э. труды эллинских философов и ученых становятся частью признанного и даже обязательного аппарата исламской культуры, как они стали некогда частью христианской культуры"(1)....

Стратегия евразийского строительства в современную постмодернистскую эпоху состоит в том, чтобы своевременно подготовить замену обесцененного новояза "единого индустриального общества" советского типа языком великих письменных традиций славянства и мусульманства. Только с помощью этих великих текстов можно будет заклясть пробудившихся демонов этноцентризма и племенной вражды.
Москва .... должна стать сосредоточением не только великой письменной традиции славянства, но и великой письменной традиции мусульманских народов.

Университеты и академии славянской культуры должны здесь соседствовать (и при этом обмениваться учебными курсами, программами) с академиями и университетами мусульманской культуры. В обеих культурах доминирует интенция "соборности". Вместо того, чтобы идти по пути очередного ее "революционного" разрушения (на этот раз во имя воинствующего индивидуализма), необходимо ее обогатить и модернизировать. Но модернизация великих традиций идет не через разрушение, а через ренессанс - возрождение утраченных цивилизационных смыслов и решений...

Модернизация в Евразии состоит не столько в том, чтобы сообща и порознь уподобляться Западу, сколько в том, чтобы наладить плодотворный диалог великих цивилизационных традиций....

Хочется быть правильно понятым. Я вовсе не уповаю на какой-то новый теократический симбиоз - на союз двух великих церквей в качестве идеологической опоры большого евразийского государства. Государство должно быть светским, характеризуемым особым стилем адогматического великодушия, терпимого в идеологическом и конфессиональном отношениях. Основой духовной интеграции народа Евразии должна быть не идеология, а особый цивилизационный "текст", в котором евразийская общность выступает как общность судьбы, подтвержденная историей и географией нашего континента».

____________________

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 575.

http://www.patriotica.ru/authors/panarin.html


Контактное лицо в Инновационном научно-образовательном консорциуме «Смольный университет»: исполнительный директор Центра Российской политической культуры, доцент, кандидат исторических наук Дмитрий Александрович Рущин (М.т.: + 7 911 922 59 94. E-Mail: ruschin@mail.ru).